История прихода
~ Фотоальбом столетней истории
~ Буклет празднования столетия
~ Фотографии празднования столетия #1
~ Фотографии празднования столетия #2
ДО НАС
Район Балтимора Вашингтон Хилл начал развиваться в 1790 г., задолго до того, как он стал родным для Свято-Троицкого прихода. Именно в этом году недавно слившиеся Фелс Поинт и Балтимор Таун объединили два своих морских порта, что вызвало приток торговцев и рабочих. К 1860 г. Балтимор стал одним из самых крупных портов для приема иммигрантов. Это привело к соответствующему приросту населения в дополнение к немцам, ирландцам, индейцам и свободным афро-американцам, изначально проживавшим в этом районе. Всего через несколько десятков лет пароходы уже регулярно привозили русских, польских и других иммигрантов из центральной Европы в Балтимор. Газетные заметки того времени описывали дальнейшее освоение районов северного Бродвея и площади Джексон Сквер в середине 50-х годов XIX-го века в ответ на их растущую популярность. Отмечался прекрасный вид с возвышенности на город и сельскую местность, а также «целительная и здоровая» атмосфера.
26 сентября 1866 г. на площади Джексон Сквер состоялась церемония закладки краеугольного камня Столетней Методистской Епископальной Церкви – здания, которое через 53 года стало Свято-Троицкой Русской Православной Независимой Церковью. Закладка этого краеугольного камня произошла всего через год после того, как Американская Гражданская Война закончилась полным освобождением рабов, и спустя 5 лет после того, как царь Алекскандр II отменил крепостное право, издав документ, подготовленный митрополитом Московским Филаретом, - документ, который Линкольн взял за образец при написании Прокламации об освобождении рабов. Здание церкви, спроектированное архитектором Джоном Хоггом, изначально возникло как деревянная воскресная школа для беспризорников, построенная годом ранее. Постепенно она трансформировалась в здание из кирпича высотой 95 футов, к которому планировалось добавить 50-футовый шпиль. Зал нижнего уровня был оборудован как воскресная школа и использовался для собраний и других мероприятий.
К весне 1868 г. прихожане Методистской Епископальной Церкви Джексон Сквер оказались обременены долгом в $15000 и все еще незаконченным зданием. Это привело к тому, что здание было аннексировано Методистской Церковью Бродвей Стэйшн. 26 сентября 1869 г. храм был наконец-то освящен. Дом священника, примыкающий к храму, был построен в 1872 г.
В 1888 г. приход Джексон Сквер объединился с Церковью Ист Балтимор Стэйшн, и храм на Джексон Сквер остался пустовать. Какое-то время его арендовал приход Четвертой Баптистской Церкви Хай Стрит. Затем весной 1892 г. члены Немецкой Лютеранской Церкви Иммануила искали место для служб на английском языке и купили храм на Джексон Сквер и дом священника за семь тысяч долларов. Здание было улучшено и, как отмечалось в памятном буклете в честь 60-летнего юбилея прихода Лютеранской Церкви Спасителя, храм был «посвящен служению Триединому Богу 7 августа 1892 года».
В 1898 г. сильным ветром снесло каркас шпиля, который повредив крыши трех домов, упал в переулок. Затем в июле 1902 г. лютеранский приход попал в очень тяжелое положение, когда храм сильно пострадал из-за бушующего шторма. Крыша над алтарем была сорвана ветром, а задняя стена рухнула, разрушив алтарь, кафедру и орган. В газетах сообщалось, что звук от падающих стен и крыши был слышен за несколько кварталов. Не испугавшись, прихожане отремонтировали стены и крышу храма, заново украсили и освятили его в марте 1903 года. Признаки ремонта внешней кирпичной стены видны до сих пор.
В течение последующих двух десятилетий в этом районе увеличилось число евреев, а также русских и других эммигрантов-славян. Из-за того, что многие члены лютеранской церкви переехали в другие части города, англо-язычная община Евангелистской Лютеранской Церкви решила переместиться.
Восточно-европейские славяне-иммигранты, влекомые в основном надеждой на экономические возможности в индустриальных городах американского северо-востока и среднеатлантического региона, обустраивались в районных анклавах различных городов, как и другие группы иммигрантов. В Балтиморе это означало, что значительный контингент собрался в районах Вашингтон Хилл и Бутчер Хилл. Мужчины, ища компании и взаимопомощи, часто формировали мирские братства, которые играли существенную роль в адаптации к новым условиям. Из таких братств возникли многие религиозные общины Америки, которые часто служили еще и похоронными обществами и страховыми ассоциациями. Братства оказывали как духовную, так и социальную поддержку в незнакомом контексте новой страны. Некоторые из них стали основой структур для местных приходов, другие функционировали в составе более широких, сверх-приходских организаций, таких как Русское Православное Кафолическое Общество Взаимопомощи, или ROCMAS, основанное отцом Алексием Товтом (святым праведным Алексием Уилкс-Баррейским) в Пенсильвании в 1895 г. и издававшее свою газету «Свет».
Балтиморское братство, с 1907 г. связанное с первой в городе Восточно-Европейской Православной общиной церкви Воскресения, а позднее в какой-то форме с приходом церкви Святой Троицы, играло важную роль в поддержке пансиона для православных иммигрантов, руководил которым отец Константин Селецкий – первый священник Воскресенского прихода. Официально связанный с Русским Православным Христианским Обществом Иммигрантов в Северной Америке, основанным в 1908 г. о. Александром Хотовицким (позднее причисленным к лику святых), Балтиморский пансион был одним из всего двух подобных заведений в стране. Другой пансион находился в Нью-Йорке. Оба этих дома обеспечивали новых мигрантов не только жильем и едой, но также помогали с трудоустройством, одеждой и т.п. до тех пор, пока они не приспосабливались к новой среде и не переходили к самообеспечению. В пансионах была часовня, библиотека и классы, где предлагались уроки английского языка и религии.
Несмотря на то, что Балтиморский пансион способствовал благополучию городской восточно-европейской православной общины, его закрыли после 1-ой мировой войны из-за революции в России, когда у Общества Иммигрантов закончились деньги, и организация распалась. Кроме того, связанное с ним мирское братство Балтимора, как и другие в стране, стало свидетелем нескольких эпизодов внутренней фракционности. Эта фракционность в немалой мере была связана с революционным хаосом. Как духовная, так и финансовая поддержка американских приходов из-за границы резко прекратилась. Более того, различные симпатизирующие большевикам индивидуумы стремились вовлечь иммигрантов в свои организации в Америке. Группами славяно-американцев в Америке уже было создано несколько социалистических клубов, включая официальную ветвь Американской социалистической партии, которую назвали Русской Социалистической Партией. Такие группы часто охотились за многочисленными славянскими православными иммигрантами из числа рабочих, которые приезжали в Соединенные Штаты по экономическим причинам в надежде на новые возможности в индустриальных городах Америки. К 1917 г. Русская Социалистическая Партия имела в своем составе около 600 членов. Также в Америке появились и обновленчески настроенные священники и миряне, которые надеялись привить революционные идеалы в церкви.
Можно было бы предположить, что социалисты и симпатизирующие большевикам были вне церкви, но исторические сведения показывают, что во многих городах «собрания часто проходили параллельно церковным службам и представляли лекции на такие темы как «Правда о Боге» и «Религия и государство»». Достаточное количество таких сложностей присутствовало и в микрокосме Балтимора. Ключевой эпизод произошел в Рождественский Сочельник 6 января 1919 года, когда ко всем этим факторам добавились еще и обвинения в небрежном обращении с церковными средствами. Во время приходской трапезы после Рождественской Всенощной на Воскресенском приходе вышеупомянутый отец Константин Селецкий и дюжина прихожан оказались вовлеченными в спор с остальными присутствующими по поводу обвинений в присвоении церковных средств и из-за революционно-политических событий. В последствии это происшествие вошло в историю как ключевой инцидент, побудивший многочисленных прихожан основать новую приходскую общину, свободную от этих проблем и внутрицерковных дебатов.
НАШ ПРИХОД СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Поспорившие с отцом Константином Селецким оказались без церкви. Были выбраны делегаты, чтобы обратиться за советом к преподобному отцу Василию Курдюмову – священнику Свято-Николаевской Православной Церкви в Филадельфии, штат Пенсильвания. Именно во время их первого визита в Филадельфию 14 января 1919 г. было запланировано провести массовое собрание 9-го февраля в Польском Национальном Доме на Южном Бродвее. Делегация, в состав которой входили Василий Дубовик, Филипп Турик, Анатолий Учук, Константин Учук и Степан Учук, отвечала за подготовку собрания. Преподобный отец Василий Курдюмов и преподобный отец диакон Василий Петел (Андреевский) из Филадельфии выступили с обращением и вели собрание до того как были избраны следующие официальные лица: президент Филипп Турик, казначей Пимен Хилюк, секретать Анатолий Учук, Давид Писерук, Иосиф Гонта, Константин Учук, Никита Драгонюк, Трофим Нагорный, Иван Нагорный, Максим Романюк, Андрей Сватей и Степан Швец. Более 500 человек присутствовали на собрании и единогласно договорились создать независимую церковь, которой будет владеть народ (Народную Независимую Церковь). Для создания фонда нового прихода примерно $750,00 собрали уже на первом собрании. Еще $2750 было взято у 19 человек в долг.
Сначала для Богослужений и собраний арендовали Американский Зал на Ломбард Стрит. Члены комитета исследовали ближайшие окрестности в поисках постоянного здания храма или участка. В конце концов им попалась на глаза вывеска о продаже, размещенная на газоне преред Английской Евангелической Лютеранской Церковью на Феамаунт Авеню. 6 марта 1919 года первый взнос в размере $1000 был внесен за наш теперешний храм и прилегающий к нему дом.
Церковь решено было назвать Свято-Троицкой Русской Православной Независимой Церковью. Имя Святой Троицы было выбрано, потому что здание церкви было найдено и куплено вскоре после праздника Богоявления – явления Пресвятой Троицы. Слово «независимая» было добавлено, чтобы отразить тот факт, что церковным имуществом владели прихожане, и что они не будут прямо принадлежать ни к какой конкретной епархии. Так как большинство прихожан считали себя русскими православными, к названию добавили слова «русская православная».
Официальная регистрация в соответствии с законами штата Мэриленд была завершена 18 марта 1919 г. с руководством прихода в качестве основателей. Таким образом Свято-Троицкая церковь стала второй старейшей зарегистированной православной церковью штата. Так как получить заем было очень сложно, была учреждена Церковная Касса, чтобы русские могли одалживать свои деньги приходу, когда в этом была необходимость. Отец Нестор Николенко был назначен первым священником прихода в марте 1919 года. Также наняли псаломщика (директора хора), который организовал хор, вел службы, и обучал как взрослых, так и детей два раза в неделю. Преподобный отец Василий Курдюмов и преподобный отец диакон Петел продолжали помогать ядру прихода преодолеть многочисленные трудности, которые встречались поначалу, и служили по очереди то в Балтиморе, то в Филадельфии до тех пор, пока церковь не обустроилась.
Свято-Троицкий приход начал использовать свою новую церковь в мае 1919 года, а через месяц был уплачен последний взнос в размере $9000. Таким образом в течение пяти коротких, но трудных месяцев мечта стала реальностью, причем заем на наш храм был взят самими прихожанами. Какой крепкой должна была быть их вера, чтобы инвестировать свои собственные деньги (в общей сложности более $15000) в создание своего собственного Дома Молитв на их новой земле!
После того, как покупка была завершена, Евангелический Лютеранский приход попросил использовать школу Свято-Троицкой церкви для своих Богослужений до конца декабря, пока не закончится строительство его нового храма на Аламеда в северном Балтиморе. В качестве благодарности, они пожертвовали нам большое изображение Христа Спасителя, которое долгое время висело в алтаре, а теперь расположено возле лестницы, ведущей в зал.
РАННИЕ ГОДЫ
Изначально Свято-Троицкий приход состоял только из русских и других славянских иммигрантов, живущих в окрестностях Вашингтон Хилл. Они были самого разного происхождения – от бедных крестьян до русской знати. Тем не менее все они были теперь равны на новой земле Америки.
С самого начала церковь была более чем местом для Богослужений. Она была еще и центром, где можно было встретить людей своей культуры. На приходе постоянно организовывались балы, концерты, приемы, пикники, празднования Елки и другие мероприятия. Сцена в холле была расширена и поднята. Там регулярно давали представления приходской театральный кружок, хор и ансамбль балалаек. По вечерам в будние дни проводились занятия русским и английским для детей и взрослых. Свято-Троицкая Церковь играла важную роль для местного населения, которое в то время включало многих русских и других славян.
В мае 1929 г. приход единогласно проголосовал за установление иконостаса. Деньги на него начали собирать уже в 1926 году и ко времени его постойки было собрано $1284. Создали специальный комитет, и в ноябре 1929 года был заключен контракт на $1200 с Балтиморской Компанией Пиломатериалов, которой заведовал Степан Бобенка. Иконы для иконостала были написаны Филиппом Бонзюком за $545. Иван Энгаличев, русский князь и иконограф, помогал с дизайном иконостаса и написал несколько других икон для храма. Новая хрустальная люстра была пожертвована четырьмя прихожанами. Остальная роспись и позолота храма обошлись в $2400. В воскресенье 31 мая 1931 года законченная церковь была освящена епископом Феодосием (Самойловичем) из Детроита, штат Мичиган.
Время с 1930 по 1938 год можно назвать смутным в истории прихода. В начале 30-х годов количество прихожан упало до 33 семей. Великая депрессия настолько серьезно сказалась на материальном положении прихода, что для сбора средств были проданы верхние ярусы хрустальной люстры. Тем не менее были и такие члены прихода, которых невозможно было смутить, и работа в церковной общине начала налаживаться, несмотря на разногласия. В 1934 г. было создано Сестричество. 50 женщин нашего прихода объединились, чтобы продолжить древнюю традицию заботы о Божьем Доме. В их задачи входило поддержание чистоты в храме, обеспечение алтаря облачениями и всем необходимым, а также приготовление церковных обедов. В 1937 г. молодые люди из кружка Русской молодежи стали именоваться «Р» клуб Балтимора (Baltimore "R" Club) и были официально зарегистрированы как Глава 103 в Федерации Русских Православных Клубов. Целью клуба было объединение молодежи и активное ее участие в жизни Церкви. В 1938 г. было организовано Свято-Троицкое Братство. Во время первого собрания двадцати семи членов приняли решение, что все «братья» должны быть членами прихода. Братство было открыто для мужчин, женщин и детей. Удивительно, что при всех трениях, это было время, когда двери нашей церковной общины были открыты практически каждый день для Богослужений, спевок, русской школы, кружков, такцев и других развлечений. Это была настоящая активная община. К сожалению, из-за глубоко укоренившихся проблем в 1938 г. небольшая группа покинула приход.
В 1939 г. Константин Учук вызвался и был назначен провести интенсивный поиск новых членов прихода. Благодаря в большой степени именно его стараниям в установлении контактов с русскими, рассеянными по всему Балтимору, количество прихожан увеличилось до 350 семей.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
После Второй мировой войны на Вашингтон Хил начался упадок. Благодаря растущей популярности автомобилей, домовладельцы среднего класса стали преезжать в пригороды. Окрестные дома были переделаны в съемные апартаменты и дешевое жилье. Население Балтимора уменьшалось в течение последующих двух десятилетий, а спад в производственном секторе в конце концов привел к тому, что многие дома были разрушены или заколочены.
Тем не менее церковь продолжали улучшать. Это началось в 1949 году с установки новой системы отопления в храме и в прилегающем доме священника. Марк Де Монфорт, художник из Нью-Йорка, был нанят для создания икон и фресок внутри храма. Снаружи здание церкви было отремонтировано и покрашено. В завершение этого проекта был обновлен и дом священника. Приходу посчастливилось, что в этот период у них был преподобный Феодор Ковальчук. Под его руководством приход продолжал духовно возрастать и принял на себя часть расходов по ремонту в сумме $24000. 14 мая 1950 года церковь была вновь освящена.
Дополнительную помощь оказали отдельные организации прихода. Сестричество купило новые облачения, покровы для алтаря и аналоев, а также заказало иконографию на передней стене храма. Братство помогло женщинам оплатить иконы для дверей передней стены. Голгофа была пожертвована прихожанами из Братства Святого Великомученика Георгия. Балтиморский «Р» клуб пожертвовал два канделябра.
В это же время стала менятся демография прихода. В ранние годы Свято-Троицкая община состояла полностью из русских или других славян-иммигрантов, живущих в окрестностях Вашингтон Хилл. К 50-ым годам прихожанами были уже второе и третье поколение, которые начали терять язык своих предков. Настоятели прохода теперь должны были владеть и русским, и английским языками. Английский язык все больше использовался в церковных Богослужениях.
В конце 60-х годов сестричество спонсировало сбор средств в пользу улучшения церкви, который обеспечил покупку новых столов и стульев, новые полы, покраску здания церкви и зала снаружи, ремонт витражных окон и установление на них защиты, а также новое ковровое покрытие в храме. В алтаре Свято-Троицкой церкви установили новую икону Святой Троицы, которую пожертвовали Антон Учук и семья ЛаПаша.
ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
В конце 60-ых годов часть Вашингтон Хилл пришла в такой упадок, что городские власти начали сносить некоторые дома. Многие прихожане стали настолько бояться, что даже жертвовали своим участием в некоторых церковных мероприятиях. В феврале 1970 года Свято-Троицкую Церковь осквернили вандалы. Потребовалось восстановление иконостаса и 19 икон. Церковь также подверглась двум ограблениям. Однако когда несколько озабоченных жителей Вашингтон Хилл скооперировались с городскими властями для реставрации района, наступил переломный момент. В 70-ых годах начались восстановительные работы, которые дали старинному району столь необходимое обновление.
В то время как закат 70-ых годов был свидетелем начала значительных перемен в обстановке района, одним ключевым изменением, которое не произошло в церковной общине, был переход в новообразованную Православную Церковь в Америке, созданную из бывшей Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки. Согласно приходским записям, те приходы и священнослужители, которые были заинтересованы в присоединении к новой организации, обещающей быть абсолютно независимой от Православной Церкви России, прилагали большие усилия. Однако Свято-Троицкий приход предпочел сохранить как духовную, так и практическую принадлежность Церкви России, и таким образом стал одним из более 30 приходов, вошедших в состав Патриарших Приходов Русской Православной Церкви в США. Только одно изменение было принято в то время, а именно переход на григорианский календарь Богослужений.
В 1975 – 1976 гг. был отремонтирован церковный зал, разобрана «старая» сцена, наружные туалеты были заменены на новые туалеты, а также была установлена новая кухня. Эти изменения увеличили число мест в зале на 40% и значительно улучшили возможности приготовления пищи, что позволило проводить лучшие и большие Русские Фестивали.
80-ые годы стали свидетелями ремонта храма снаружи. Была установлена новая защита на витражи и новая крыша, в переднем дворике спилили деревья, а также удалили со стен старую краску, обнажив изначальную кирпичную кладку. В 1983 г. начался капитальный ремонт интерьера. Покраска, чистка икон, украшение и основательное переоснащение храма взяла на себя компания «Гиббонс из Балтимора» за примерно $57000. Они починили штукатурку, покрасили стены, почистили и обвели новым орнаментом главные иконы, заново переписали четырех Евангелистов в углах храма, добавили иконографию на потолке и мраморный эффект и позолоту на иконостасе. Последовавшее за этим новое ковровое покрытие, новые скамьи и новая люстра завершили украшение интерьера храма.
Примыкающий дом священника мало использовался в 80-ых и требовал капитального ремонта. Над пользой и важностью этого дома для церкви много размышляли. В конце концов план был одобрен, и в 1991 г. начались ремонтные работы. Заднюю кирпичную стену пришлось полностью перестроить, так как была угроза ее обвала. Интерьер переделали так, чтобы увеличить жилую площадь на втором и третьем этажах, а на первом сделать многоцелевую комнату и кабинет священника. Там, где раньше была кухня и кладовая, образовалось место для воскресной школы. На выполнение этого проекта ушло более двух лет.
ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ
Ежегодный Русский Фестиваль, проводившийся с 1973 года, также стал хорошей традицией для Свято-Троицкого прихода. Фестиваль давал возможность знакомить местных жителей с русскими традициями, а также обеспечивал приход столь необходимым доходом. Начавшись с продажи домашнего хлеба и десертов, фестиваль с каждым годом рос. Со временем к этому мероприятию были добавлены русские танцы, живая музыка, сувениры и расширенное меню. Помимо обеспечения финансовых нужд, фестиваль помогал укреплять дружбу на приходе, так как все работали вместе над общим проектом.
На рубеже ХХI-го века ежегодный Русский Фестиваль вырос более чем на 100%, когда он стал проводиться еще и на соседней улице под большими шатрами. Меню стало еще более разнообразным, количество хлебов увеличилось в несколько раз, и развлекательная программа предоставлялась на весь фестивальный выходной.
Также с наступлением нового столетия жизнь прихода стала улучшаться. Более ста прихожан регулярно посещали воскресную Литургию. Братство, сестричество и воскресная школа процветали. К этому времени приход состоял в основном из семей третьего и четвертого поколений, тесно связанных с его основателями. Это давало приходу ощущение дружной, сплоченной семьи. Больше Богослужений стало проводиться по великим и малым праздникам в будние дни. Хор пополнился молодыми певчими. Все больше юношей и мальчиков прислуживали в алтаре. Растущий энтузиазм на приходе способствовал проведению более частых мероприятий по сбору средств. После капитального ремонта приходского кладбища (смотрите Кладбище), больше Богослужений стало проводиться и в часовне, а в павильоне на территории кладбища значительно увеличилось количество пикников и других мероприятий.
В 2002 г. в доме священника был образован женский монастырь. В течение первых двух лет в его состав входило пять послушниц. Они читали полный суточных круг Богослужения и пели во время праздничных Литургий в будние дни. Монахини принимали активное участие в жизни прихода. Они помогали на мероприятиях по сбору средств для прихода и собирали средства в поддержку своей общины. К сожалению, к 2011 году послушницы либо перешли в другие монастыри, либо оставили монашество.
И другие изменения начались на рубеже XXI-го века. Под влиянием женского монастыря и Русской миссии в часовне Св. Петра и Павла весь приход вернулся к юлианскому календарю. Состав прихода тоже стал более разнообразным.
В районе Балтимора обосновывалось много новых приезжих из бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Недавние иммигранты из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Сербии и Румыниии присоединялись к нашей церковной общине и становились все более активными участниками жизни прихода. Их вовлеченность добавила энтузиазма в приходскую жизнь. В 2019 г. до 10 различных языков можно было услышать на нашем приходе.
В 2006 г. епископ Меркурий (Иванов) даровал нашему приходу частицу мощей Святой Великомученицы Варвары Илиопольской. За прошедшие с тех пор годы наша церковная община была благословлена получением реликвий Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Св. Луки Симферопольского и Крымского, Св. Параскевы Топловской, Св. Ксении Петербургской, Мучеников Севастийских Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, малой частицы Гроба Господня и малой Частицы Креста Господня.
С 2010 г. приход был благословлен визитами чудотворных икон. Курская Коренная икона Божией Матери посетила нас в декабре 2010 г. Гавайскую Иверскую икону Божией Матери привозили в нашу церковь трижды в 2011 и в 2016 г. В марте 2013 г. мощи Св. Луки Симферопольского привозили в нашу церковь на два дня Богослужений.
ПРИБЛИЖАЯСЬ К СТОЛЕТИЮ
Поскольку приходская жизнь процветала, прихожане надеялись, что наша церковь будет существовать еще долгие годы и станет домом для будущих поколений православных христиан Балтимора. Зная, что празднование столетия не за горами, сначала постарались отремонтировать все снаружи, чтобы усилия по реконструкции внутри были хорошо защищены. Первым, что постарались сделать, были новая крыша для храма, башен, кухни и дома священника.
В 2011 г. капитальный ремонт кухни значительно расширил ее площадь. Вскоре после этого улучшили туалеты, сделали новое освещение и покрасили. В 2013 г. начались дополнительные новые проекты, включающие установку кондиционера, реставрацию наружных стен, починку крыши, покраску стен в зале, новые двери, а также приведение элекропроводки в соответствие с нуждами фестиваля и системы кондиционирования. Двор почистили, положили плитку и посадили новые растения.
К 2017 г. начался капитальный ремонт внутри храма. Сначала полностью отреставрировали и усовершенствовали восемь больших икон на восточной, северной и южной стенах храма. Ведущий иконограф Катерина Спилио из Студии Византийского искусства (Byzantium ArtStudio Decorative and Conservation Arts) и ее коллеги-художники почистили иконы и усилили их красоту. Сначала они удалили грязь и старый лак. Затем с помощью масляных и акриловых красок они усовершенствовали иконы, чтобы привести их в большее соответствие с литургической эстетикой. Целью этой стадии было создать переходный стиль – не строго византийский, но и не классический. Катерина и ее художники внесли поправки в масштаб, перспективу, тени и свет, чтобы приблизить иконы по стилю к иконостасу. Это помогло создать более гармоничный стиль в храме.
Летом 2018 г. началась вторая фаза капитального ремонта интерьера. По всему храму были установлены леса, поверх которых сделали большую площадку для работы с потолком. С июня по июль во многих местах потолка и стен чинили штукатурку и готовили их к покраске. Вся остальная площадь была зачищена и обработана. После этого наложили слой краски. Затем, с начала августа до конца сентября, устанавливали новые иконы на потолке: Спас Вседержитель на троне, четыре Евангелиста и примерно 1200 звезд, а также увеличенная фреска Голгофы на хорах. Кроме этого по всей церкви сделали бордюр с новым орнаментом. Несмотря на леса, духовенство и прихожане продолжали проводить в храме вокресные Литургии с июня до конца сентября. Так как в алтаре были леса, небольшой стол, использовавшийся в качестве престола, семисвечник и другие иконы были размещены в центре храма.
В конце концов в 2019 г., накануне празднования столетия, иконы Святых Отцов Каппадокийцев и Отцов Первого Вселенского Собора были размещены на передней стене алтаря. Также в алтаре, на клиросах и в боковых комнатах был сделан новый пол из керамической плитки. После празднования столетия в мае 2019 г. плитка и новое ковровое покрытие сделали по всему храму. В ближайшие годы на стены будет добавлено еще больше икон.
Планирование такого исторического праздника началось несколькими годами ранее. Индивидуальные комиссии неустанно трудились над каждым важным элементом увековечения этого значительного этапа: реставрационная, историческая комиссия, комиссии по празднованию и сбору средств. Несмотря на множество разнообразных обязанностей, все прихожане были сконцентрированы на цели этого начинания:
Воздавая благодарность Богу, мы, прихожане храма Свято-Троицкой Русской Православной Церкви, с искренней признательностью чтим жертвы и свершения основателей нашего прихода, особенно во время празднования его столетия. С верой и любовью обращаемся мы к нашей общине, свидетельствуя о православной вере и традициях, которые выдержали испытание временем, и молитвенно трудимся, чтобы созидать на этом фундаменте для будущих поколений. Богу слава. Аминь.
СПИСОК ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА
- 1919, о. Нестор Николенко
- 1919 - 1923, о. Иоанн Желтонога
- 1923, протоиерей Иоанн Чепелов
- 1923 - 1924, о. Алексий Ревера
- 1924 - 1930, о. Евфимий Никитин
- 1930 - 1932, о. Стефан Бурдиков
- 1932 - 1945, протоиерей Евфимий Никитин
- 1945 - 1947, о. Гринорий Пелеш, старший
- 1948 - 1949, протоиеей Константин Кассаткин
- 1949 - 1952, протопресвитер Феодор Ковальчук
- 1952, протоиерей Петр Вердерко
- 1952 - 1954, архимандрит Досифей
- 1954 - 1958, протоиерей Петр Вердерко
- 1958, о. Александр Шпортун
- 1958 - 1959, о. Феодор Ванига
- 1959 - 1965, о. Стефан Ляшевский
- 1965 - 1967, о. Григорий Чэмпион
- 1967 - 1970, о. Брайен Келлер
- 1971 - 1973, о. Антоний Чилкович
- 1973, о. Михаил Леско
- 1974 - 1998, митрофорный протоиерей Марк Оделл
- 1998 - 2003, иерей Михаил Клэнси
- 2000 - настоящее время, протоиерей Иоанн Васс
Пресвятая Троице, Боже Наш, Слава Тебе!